Топливо
«Испытания масел»
В июле 1975 года Государственным комитетом стандартов был введен норматив, регулирующий процесс испытания моторных масел. Последнее изменение внесено в декабре 1987 года. Стандарт создан с целью испытания по ГОСТ 17479.1-85 (общее описание моторных масел).
Под данный метод подходят категории масел А, Б, Б1, В, В1, Г, Г1.
Подготовка
Суть процесса: в двигательную установку заливается испытуемая жидкость и запускается в работу. Оценка отложений нагара и прочих примесей происходит через 120 часов.
Для удаления нагара приготавливают раствор, состоящий из следующих компонентов:
- хозяйственного мыла, жидкого натриевого стекла, технической кальцинированной соды;
- двухромовокислого калия;
- неэтилированного бензина А-76.
Перед испытанием подготавливают:
- чертежные карандаши;
- двое весов: погрешность первых менее 1 грамма, вторых – 0,001 граммов;
- нутрометр;
- микрометр;
- щуп.
Двигатель готовят к эксплуатации в согласии с технической документацией.
Перед запуском испытаний оборудование необходимо обкатать двумя килограммами масла в течение 20 часов. Затем масло следует заменить таким же количеством. Напоследок нужно запустить двигатель и определить угар масла за 10 часов. Если он превышает 12-18 г/час, то далее оценивать моторное масло нельзя.
При успешной обкатке двигатель прирабатывается в течение 2 часов и запускается в тестирование.
Испытание
Процесс испытания делится на 15 этапов по 8 часов (всего 120) без смены или долива масла. Один период определяется следующим образом: полтора часа на «холодном» режиме, шесть часов – на «горячем», затем на 30 минут двигатель выключается для охлаждения.
Список основных показателей, регистрируемых во время испытания:
- топливный расход (кг/час);
- тормозные показатели (кгс);
- коленчатый вал (вращательная частота);
- опережение зажигания (угол);
- давление основной магистрали;
- прорывные движения газов;
- сопротивление давлению;
- температура отдельных элементов (выходной охлаждающей воды, масла, воздуха, газов).
Во избежание неточных показателей через 20 минут после начала испытаний отбирают 100 граммов масла. Проверяют вязкость на кинематические свойства при температуре кипения воды (ГОСТ 33-2000), естественные присадки (ГОСТ 6370-83) и щелочную среду (ГОСТ11362-96).
Затем пробу берут на 40-й, 80-й, 120-й час. Проба не является частью общей оценки качества.
Оценка масла
Финал испытаний – реакция на высокую температуру. За основу берутся свойства масла образовывать примеси в поршне, его канавках, перемычках и компрессионных кольцах.
Окончательные баллы выносятся после вычислений по формулам подвижности колец и суммы уровня их загрязненности и оцениваются по шкале: десять – канавка полностью покрыта шлаками и нагаром, ноль – стенка абсолютно чистая. По такому же принципу начисляются баллы за уровень загрязненности поршня, его юбки и перемычек.
Компрессионные кольца, а также вкладыши шатунного подшипника проверяют на степень износа (сломанные элементы не считаются) и оцениваются по десятибалльной шкале.