Новости по сертификации
«Сертификация по принципу «один товар — один документ»: благо или ловушка?»
21.10.25
На недавнем заседании Евразийской экономической комиссии была принята поддержка ключевых инициатив России, направленных на радикальное преобразование системы технического регулирования в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Эти меры обещали существенно облегчить работу производителям и импортерам товаров, однако насколько однозначно положительными окажутся подобные нововведения на практике? Основные предлагаемые изменения касаются двух аспектов действующей системы оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Принцип «Один продукт — один документ»
Новый принцип предполагает введение запрета на одновременное существование двух и более документов, подтверждающих соответствие одной и той же серийно выпускаемой продукции (сертификаты соответствия и декларации).
Цель - Формально эта мера направлена на ликвидацию ситуации, когда одна продукция проходит сертификацию дважды, регистрируется одновременно несколькими сертификатами или декларациями, создавая запутанность и усложняя контроль. Ожидается, что единая база данных устранит дублирование и повысит прозрачность рынков стран-участниц союза.
Однако возникает ряд вопросов относительно реализации этой идеи. Например, возможна ситуация, когда производитель первой зарегистрирует продукцию в реестре, исключив доступ конкурентов на этот рынок, поскольку новый документ оформить станет невозможно. Таким образом, вместо равных возможностей возникнет новая форма монопольного положения крупных игроков, обладающих ресурсами и связями для быстрого прохождения бюрократических процедур.
Обязательное использование Глобального Идентификационного Номера Товара (GTIN)
Еще одно предложение заключается в обязательном введении GTIN-кодов в общий реестр сертификатов и деклараций соответствия. Этот международный стандарт позволяет точно идентифицировать товары и широко применяется в логистике и маркировке продукции.
Цель - Упрощение процесса идентификации товаров на территории всего Союза и облегчение контроля за соответствием продукции установленным стандартам качества и безопасности.
Это решение также имеет обратную сторону. Обязательность GTIN создает дополнительные трудности для малых предприятий, которым сложнее оперативно получать и внедрять новые коды. Возможность регистрации большого числа позиций крупными игроками создаст ситуацию, при которой небольшие фирмы будут вытеснены из многих сегментов рынка, поскольку даже минимальные модификации продукции потребуют длительного согласования.
Возможные риски и недостатки:
- Рост монополизма. Если крупным игрокам удастся первыми зарегистрировать свою продукцию, они смогут ограничить выход аналогичных товаров на рынок, создав искусственные препятствия для конкурентов.
- Повышение административных рисков. Централизация процессов принятия решений повышает вероятность злоупотреблений, коррупционных действий и манипуляций в пользу отдельных компаний.
- Подрыв конкуренции. Малый и средний бизнес пострадают сильнее всего, так как крупные предприятия быстрее адаптируются к изменениям, используя административный ресурс и связи.
- Развитие теневых практик. Появление «псевдо-брендов», незначительных модификаций продуктов для повторного оформления документации приведет к появлению серого рынка, снижающему эффективность самой реформы.
Новая инициатива выглядит привлекательной, предлагая решение проблем существующей системы технической регуляции, однако её реализация несет серьезные угрозы для конкурентоспособности малого бизнеса и прозрачной экономики. Хотя заявленные цели кажутся благими, многие эксперты опасаются, что это лишь очередной этап централизации власти и усиления бюрократического давления на малый и средний бизнес. Остается надеяться, что разработчики реформы учтут возможные негативные последствия и примут меры по защите интересов небольших участников рынка, иначе речь пойдет не о революции в техническом регулировании, а скорее о новом этапе формирования закрытых корпоративных структур.
- Утвержден новый ГОСТ 34787–2021 на ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
- Только 4 вида соленого лосося прошли испытания
- В национальную систему маркировки уже включены сведения о 4,3 миллионах сертификатов и деклараций.